turned_in_not        Раздел:  ТехникаАвтор:  leksey leksey

Пожарные автомобили принимавшие участие в тушении ЧАЭС

Чернобыльская катастрофа вот уже более 30 лет является обсуждаемой темой как на территории постсоветского пространства, так и далеко за его пределами. Предельными уровнями радиации подвергались не только люди, но и участвовавшая в ликвидации техника, достойно выдержавшая испытание. Первой такой техникой, принявшей на себя самый мощный удар, стала пожарная техника, которая подоспела на тушение спустя считанные минуты после аварии. 

Рассмотрим детально кто же управлял и руководил процессами тушения, какая техника использовалась для ликвидации очагов пожара, а так же из каких пожарных частей прибыли пожарные расчёты. 

Сокращения, применяемые к тексте 

Объекты
ВПЧ-2 - Военизированная пожарная часть по охране Чернобыльской АЭС
СВПЧ-6 - Самостоятельная пожарная часть по охране г. Припять
ППЧ-17 - Профессиональная пожарная часть по охране г. Чернобыль
ВСРО - Вспомогательные системы реакторного оборудования

Автомобили
АЦ - автоцистерна
АЛ - автолестница
АНР - автомобиль насосно - рукавный
ПНС – пожарно – насосная станция
АР - автомобиль рукавный
ВЗС – водозаборная станция

Для начала, обратимся к спискам техники, стоящей на вооружении
ВПЧ - 2. Согласно трудам А. К. Микеева на вооружении ВПЧ – 2 находились:
— автоцистерна АЦ-30 (на базе ЗиЛ-130) 63А
— автомобиль насосно-рукавный АНР-40 (на базе ЗиЛ-130) 127А
— пожарная насосная станция ПНС-110 (на базе ЗиЛ-131) 131
— автомобиль рукавный АР-2 (на базе ЗиЛ-131) 133.



В резерве находились: 
— автоцистерна АЦ-40 (на базе ЗиЛ-133Г) 181А
— автоцистерна АЦ-30 (на базе ЗиЛ-130) 63А
— автоцистерна АЦ-30 (на базе ЗиЛ-130) 63А
— автоцистерна АЦ-30 (на базе ЗиЛ-130) 63А
— автомобиль насосно-рукавный АНР-40 (на базе ЗиЛ-130) 127
— автоцистерна АП-5 (КАМАЗ-53213) 196


На основании воспоминаний пожарных можно проследить, какие автомобили ВПЧ – 2 выехали после получения сигнала о аварии.

01:28
1) На автоцистерне АЦ-30 (на базе ЗиЛ-130) 63А прибыло второе отделение:

Владимир Павлович Правик, лейтенант в/с, начальник третьего караула
Иван Михайлович Шаврей, старший сержант в/с, старший пожарный
Владимир Александрович Прищепа, старший сержант в/с, старший пожарный
Николай Леонидович Нечипоренко, младший сержант в/с, пожарный
Андрей Дмитриевич Король, сержант в/с, водитель

2) На автонасосе АНР-40 (на базе ЗиЛ-130) 127А: 

Виктор Макарович Легун, старший сержант в/с, командир отделения
Анатолий Анатольевич Захаров, сержант в/с, водитель
Леонид Михайлович Шаврей, младший сержант в/с, старший пожарный
Сергей Николаевич Легун, младший сержант в/с, пожарный
Александр Иванович Петровский, младший сержант в/с, пожарный
Андрей Николаевич Половинкин, рядовой в/с, пожарный

3) На автомобиле «воздушно-пенного тушения» АЦ40 (на базе ЗиЛ-133Г) 181: 

Иван Алексеевич Бутрименко, старший сержант в/с, командир отделения, водитель
Таков список первых авто, выехавших в ту ночь. Боевое развертывание было произведено с южной стороны станции – у стен машинного зала, т.к. Правик решил тушить оттуда, чтобы не дать огню перекинуться на кровлю третьего энергоблока. Машины устанавливаются на гидранты. Так называемая машина воздушно - пенного тушения разместилась рядом с АНР для взаимодействия.

 Стоит отметить, что автомобиль воздушно – пенного тушения указан в кавычках не просто так. Согласно спискам Микеева ВПЧ – 2 не имело при себе такого автомобиля, однако далее в своей книге он указывает (без модели машины), что Бутрименко прибывал на автомобиле воздушно – пенного тушения. Проведя исследования, мы пришли к выводу, что в качестве такого авто использовалась АЦ-40 на базе ЗиЛ - 133ГЯ из резервной техники, в котором размещается до 360 литров пенообразователя, эта машина указана в списке резерва. Это подтверждается тем, что на снимках, сделанных после аварии в светлое время суток со стороны машинного зала видно две пожарные машины – четко прослеживается ЗиЛ – 130 и длинный ЗиЛ – 133.

ЗиЛ 130 – авто, на котором приехал Захаров, это АНР. Автомобиль Правика под управлением водителя А. Д. Короля согласно рассказам пожарных переехал на север станции после первого часа тушения, т.к. прибывшим бойцам СВПЧ – 6 и ППЧ – 17 была нужна подмога. Поэтому с южной стороны АВТОМОБИЛЯ ПРАВИКА НА ФОТО НЕТ – там видно лишь авто водителей Захарова и Бутрименко, которые готовились к проведению пенной атаки, о которой их известил Правик.

*более подробная информация по тушению очагов находится в книге А. К. Микеева «Противопожарная служба в экстремальных условиях Чернобыля»

Следующей частью, которая прибыла на пожар была СВПЧ – 6


Списка техники из СВПЧ – 6 нет. Однако на основе исследования, можно сказать у СВПЧ – 6 стояло на вооружении:

Автоцистерна АЦ40 (на базе УРАЛ – 375) Ц1А – выехала на тушение
Автоцистерна АЦ30 (на базе ЗиЛ – 130) 63А – выехала на тушение
Авто - лестница АЛ30 (на базе ЗиЛ – 131) Л-21 – выехала на тушение
Автоцистерна АЦ40 (на базе ЗиЛ – 133Г) – 181


Наличие первых трех машин подтверждается рассказами пожарных, т.к. именно первые три авто выехали на пожар. Что касается последней в списке АЦ, ее можно было видеть на учениях милиции совместно с пожарной охраной, которые проводились за неделю до аварии. На них она выполняла функции по разгону «толпы». На пожар не выезжала.

01:35 прибытие СВПЧ – 6:

На автоцистерне АЦ-40 (на базе УРАЛ - 375) Ц1А прибыли:
Виктор Николаевич Кибенок, лейтенант в/с, начальник караула
Анатолий Дмитриевич Найдюк, сержант в/с, водитель

На автоцистерне АЦ-30 (на базе ЗиЛ-130) 63А: 
Петр Иванович Пивовар, сержант в/с, старший водитель

На автолестнице АЛ-30 (на базе ЗиЛ-131) Л21:
Михаил Федорович Крысько, сержант в/с, водитель


Так же прибыли (не установлено, кто на какой машине): 

Василий Иванович Игнатенко, старший сержант в/с, старший пожарный
Николай Иванович Титенок, старший сержант в/с, старший пожарный
Анатолий Петрович Иванченко, младший сержант в/с, пожарный
Владимир Иванович Тишура, сержант в/с, пожарный
Николай Васильевич Ващук, сержант в/с, командир отделения
Виктор Васильевич Ромашевский, младший сержант в/с, командир отделения

Изначально машины из СВПЧ - 6 остановились с южной стороны у машинного зала – однако потом Кибенок отдал приказ разместиться с северной стороны станции – напротив разрушенного блока и ВСРО, установить автолестницу на крышу ВСРО и проложить через нее магистральные линии, а АЦ установить на гидранты.

Далее прибывают два отделения от ППЧ – 17 и примерно в этот же момент начальник ВПЧ-2 майор внутренней службы Леонид Петрович Телятников. Он вызывает на пожар АР – 2 (на базе ЗиЛ -131) под управлением Василия Булавы и ПНС – 110 (на базе ЗиЛ-131) под управлением Петра Хмель (достоверных данных, что Хмель был на ПНС у нас нет, однако Булава утверждал, что пробивался в расположение командира Хмеля – Петр Хмель заменил Правика на пожаре, после того как тот был госпитализирован), которые размещаются и включаются в работу у напорного бассейна I первой очереди, а точнее у ВЗС 2-го энергоблока (за машинным залом, юг)

ППЧ – 17:
 
На автоцистерне ЗИЛ 130: 
Григорий Матвеевич Хмель, водитель пожарного автомобиля ЗИЛ 130 ППЧ-17
Владимир Иванович Прищепа - респираторщик ППЧ-17, был с Г.Хмель в одном автомобиле

На неустановленной автоцистерне выехали: 
Михаил Андреевич Головненко - водитель пожарного автомобиля ППЧ-17
Борис Николаевич Алишаев - респираторщик ППЧ-17, был с Головненко в одном автомобиле

Так же прибыли (не установлено, кто на какой машине): 
Николай Дмитриевич Руденок, командир отделения
Степан Карпович Комар – респираторщик

Автомобили ППЧ - 17 были установлены на гидранты и сухотрубы с северной стороны в помощь бойцам СВПЧ – 6 и приступили к тушению.
 
Далее около 2:30 на неустановленной автоцистерне прибывает отделение ППЧ-31 
Сергей Леонидович Кищенко - респираторщик
Василий Алексеевич Кисарец - респираторщик
Антон Иванович Топчан – водитель

Согласно книге Микеева, Телятников перебросил на южную сторону (за машинный зал) эту АЦ из ППЧ – 31 и еще одну АЦ из СВПЧ – 6, однако на первых крупных планах разрушенного блока этих машин не наблюдается. Вероятней всего, они были отогнаны или же их просто не видно в кадрах.


Далее прибывали новые силы – они сосредотачивались за 5 км от станции в связи с повышенной радиационной обстановкой и вводились согласно распорядку.

Всего у станции осталось 19 единиц техники. На фото и видео материалах невозможно обнаружить все 19 машин, многие не видно за постройками или же же они стоят вдали от станции – но мы знаем и можем видеть, что некоторые машины остались стоять у стен станции до того, как их вывезли винницкие пожарные в мае. Следует отметить, что с момента аварии машины меняли свое расположение - их "сталкивали" с мест, где они могли мешать ездить другой технике и проводить первоначальную ликвидацию последствий аварии.


Интересный факт: в 1985 году в роли автолестницы в СВПЧ – 6 выступала АЛ на базе ЗиЛ – 157. Фотографии с этой машиной есть в открытом доступе – с учений, проводимых в промежуток с 83 по 85 годы и уже скорее всего послеаварийный снимок – перед уходом в могильник или же в отстойник.


Вероятно, эта машина была заменена на всем известную авто – лестницу на базе ЗиЛ - 131, которую после аварии сильно смяли – ее нужно было оттащить от стен ВСРО.


Источники:
«Противопожарная служба в экстремальных условиях Чернобыля / А. К. Микеев. - М., 1999 г.—210 с» RC
Форум - форум коллекционеров масштабных моделей, история транспорта - Чернобыль. Первые сутки. С. Скрябин, Б. Кончаев - "Огонь в кольце"
Теги:  по новости
favorite_border0 chat_bubble_outline0 2 305

0 комментариев



Комментарии отсутствуют